Vzale.tv » Фильмы » Фильм Сталинград в HD онлайн

Сталинград

Сталинград
Год выпуска: 1989
IMDB: 6.90
Роли дублировали: Андрей Гриневич
Режиссер: Юрий Озеров
Сценарист: Юрий Озеров
Композитор: Юрий Левитин

Сталинград

20-10-2020, 15:26
Киноэпопея Юрия Озерова о крупнейшем военно-политическом событии Второй мировой войны - Сталинградской битве.
Сообщить об ошибке
  • Смотреть онлайн
  • Факты
  • Кадры
  • Рецензии
В Керчи на руинах завода Войкова для съемок были выстроены полноразмерные декорации разрушенного Сталинграда — вокзал, универмаг, жилые кварталы. Для общего плана горящего города создатели фильма воспользовались опытом художников «Войны и мира» Бондарчука — на берегу реки был построен масштабный макет, который «комбинированными съемками» бомбардировался самолетами.

Часть натурных эпизодов снята на предназначавшихся к сносу кварталах Кладно.

В съемках фильма и батальных сценах принимали непосредственное участие военнослужащие одной из частей ВДВ СССР, а именно солдаты срочной службы, офицеры и прапорщики в/ч А-0224 (40-я оДШБр, позже — 40-я отдельная воздушно-десантная бригада) расположенная на момент съемок в поселке Большая Корениха Николаевской области, Украина.

В 1992 году Юрий Озеров договорился с киностудией «Ганем-фильм» из Сирии и, используя материал из картины «Сталинград», в 1993 году выпустил новый (односерийный) фильм «Ангелы смерти» о снайперах, воевавших во время Великой Отечественной войны.

Все военные картины Юрия Озерова («Освобождение», «Солдаты свободы», «Битва за Москву», «Сталинград») были в начале 1990-х годов перемонтированы и объединены для телесериала «Трагедия века» (1993).
Фильма этого я не видел в момент его выхода в прокат. Пользуясь удобным случаем и хорошим поводом (9 мая), решил посмотреть. Увы, моих надежд фильм не оправдал. Во-первых, в картине показаны разные неоднозначные и спорные вещи. Особист спокойно и со знанием дела расстреливает в затылок «трусов» на глазах у всех, включая командира части. Одного шлёпнул, другого - так спокойно и буднично, словно грядку пропалывает. В другом эпизоде сын Хрущёва по дурости и роковому стечению обстоятельств нечаянно грохнул сослуживца из трофейного «вальтера». А историки, между прочим, спорят и совершенно не уверены в том, что этот эпизод имел место в действительности, равно как и разжалование Хрущёва в рядовые. Другой момент ещё хлеще: по улицам Сталинграда прут немецкие танки, встретить их нечем, даже гранат не осталось. Не беда - зарываем в мусор 200 бутылей с коктейлем Молотова и вуаля - бутыли взрываются, половина танков горит! Я просто офигеваю. Не надо быть военным, чтобы понять, что коктейль Молотова не взрывается (принцип действия у него совершенно иной), а танку ничего не сделается от того, что он просто наедет на бутылки с горючей смесью. Ещё один отпадный момент - в разгар встречи Сталина и Черчилля вдруг раздаётся громкий звон и звук падающего тела - это сотрудник охраны британского лидера упал без чувств на глазах у собственного шефа - не смог перепить своего русского коллегу. Одним, словом, масса недоумения.

Во-вторых, мне не понравилась игра актёров в целом ряде эпизодов. Выглядит довольно картонно и неубедительно, совсем не в лучших традициях советского кино. Станиславский мог бы сказать «Не верю!».

В общем, не смотря на неплохо снятые сцены боёв и ряд интересных исторических подробностей, фильм совсем не тянет на шедевр. Далеко до таких выдающихся картин, как, к примеру, «Батальоны просят огня». Видать, не на пользу нашему кино идёт дружба с американскими продюсерами.


Наверное я посмотрел этот фильм слишком поздно, чтобы принять его. Уже не вызывают эмоциональных переживаний сцены призванные вызывать слезу у подростков, типа идущих в бой зенитчиц в цивильных туфельках, уже бросаются в глаза несуразности поведения персонажей на передовой, сначала отпускающих напарниц-учениц как живца под пули снайпера, а потом рвущих на себе волосы над трупом подружки. Уже потеряли свежесть закадровые откровения о бесчеловечности кровавого сталинского режима и сцены расстрела еще не существующим в истории «заградотрядом» провинившихся бойцов. Уже не вызывает катарсиса появление в советской ленте голливудского лица.

В то же время вызывает недоумение, как в такой двухсерийной эпопее не удосужились внятно показать, или хотя бы рассказать за кадром, в чем была ценность Сталинграда, что за каждый его дом сражались как за последний рубеж. Так и осталось - маньяк гитлер рвется занять город имени своего врага Сталина, а маньяк Сталин уничтожает свои дивизию за дивизией пытаясь не допустить врага в город имени своего имени. А всего-то надо было показать непрерывную цепочку танкеров с каспийской нефтью и фашистов, при выходе на берег, первым делом устанавливающих орудия на прямую наводку, чтобы прервать это снабжение практически всей Красной Армии топливом и другими продуктами переработки нефти. Вот почему с такой «бессмысленной жестокостью к своим бойцам» бросали красные командиры отряд за отрядом на прорвавшихся к реке фашистов. Контратаки требовались не для того, как утверждает «Чуйков», чтобы выжить бойцам на правом берегу, а чтобы не дать немцам обосноваться, и методически начать расстреливать баржи и танкеры на реке. Чтобы артиллеристам некогда было держать под прицелом Волгу, а чтобы им все время приходилось защищать себя от сумасшедших русских. Карты показывают, но не акцентируют внимание зрителей, на том, что Сталинград находится в самой западной части великой реки, это самая близкая для гитлеровцев точка, которая позволяет перерезать вены русскому колоссу.

А без этих знаний, зритель становится легкой добычей пропагандистов утверждающих бесполезность гибели воинов в «сталинградской мясорубке». Подумаешь, вышли немцы к Волге, ведь сидя за ней в обороне можно было перемолотить пытавшегося бы переправиться противника... Видимо и не было цели рассказать реальную подоплеку событий. Похоже, что задача была показать героизм пушечного мяса. Вроде и герои тактически, но вроде и бессмысленные стратегически. Недаром режиссер, сам или по требованию заокеанских финансистов, вставил в уста одного из персонажей прямую реплику о солдатах как пушечном мясе. А дальше просто развивал этот тезис «художественными средствами».

И получилась антисоветская агитка, впитавшая в себя все недостатки лубочности официальной еще советской киноисторичности, направленная против советской истории...

А чтобы все развивалось по плану продюссеров, прямо в кадре ходит некий персонаж, инспектор - гость из будущего - под именем «Чуйков» - интурист с мертвым лицом человека, не знающего как реагировать на реплики окружающих людей, потому что не знает их языка, который изобразил, как он считает, «героическое выражение лица» и ходит с ним весь фильм, изваяние, кочующее из кадра в кадр.

И самое досадное, что все это делалось, в смысле кино, под именем режиссера, который зарекомендовал себя «почти документалистом».

А скорее всего, опоздание с выходом на экраны этой картины, связано с тем, что фильм просто перемонтировали и доозвучивали, может что-то доснимали, чтобы из советской исторической картины сделать антисоветскую «историческую» картину, в угоду меняющейся политической линии руководства страны. Или руководства руководства страны.


В название рецензии на эпический фильм Юрия Озерова, я взял цитату из книги Василия Гроссмана «Жизнь и Судьба»,тот сам фронтовик и участник героической обороны Сталинграда, написал о подвиге своих однополчан. В этой Великой и невиданной до селе битве решалась судьба Второй Мировой и Великой Отечественной войны. Фашистское командование во главе с фюрером решило к осени 42-ого, во что бы то не стало пробиться к Волге, что бы по реке добраться до Кавказа, так как им были очень нужны нефтяные резервы, а их собственные были уже на исходе. Случись это, вражеская армия могла бы снова двинуться на Москву и прорвать нашу оборону. Поэтому, Вождь советского народа и верховный главнокомандующий Красной Армией товарищ Сталин, отдал приказ за номером 227, известным как «Ни шагу назад!». И наша армия, пехотинцы и моряки закрепились на том берегу реки, и заняли город, который вопреки всему не отдали под эвакуацию. Фашистские силы значительно превосходили, и людьми и орудиями, а их авиация беспрерывно бомбила город. Так началось эпохальное сражение, в котором принимали участия не только солдаты, но и гражданские лица. Милиционеры, пожарные, рабочие и даже школьники, женщины и старики.

Всего в Сталинграде, быстро превращенным в руины воевало несколько миллионов человек. Люди в городе яростно сражались с без конца наступающим противником за каждую улицу, за каждый дом, а каждый с боем занятый объект превращался в настоящую крепость, которую героически обороняли до последней гранаты, до последнего патрона. А в конце, когда не могли победить вызывали ракетницей огонь своих же орудий на себя, и погибая вместе с врагом, но не сдаваясь в плен. По воспоминаниям ветеранов оборонявших Сталинград, там было невозможно определить которое идет время суток, так как постоянно где-то, что то взрывалось, что то горело и всюду валил едкий черный дым, полностью заслонявший небо.

Эта невиданная, и крупнейшая в истории человечества битва длилась бес прерывно почти полгода, перемалывая все новые и новые дивизии посланные на защиту города. Там погибли миллионы хороших и достойных людей. Закончилась Сталинградская эпопея лишь в начале февраля 43-ого года. Закончилась грандиозной победой Красной Армии и пленением сотен тысяч немецких солдат во главе с маршелом Германии Паульсем сдавшимся в плен. Имя города-героя прогремело на весь мир. А итогом стало то, что это сражение переломило ход войны, и фашисты бежали с нашей, столько переживший за те годы земли. А Красная Армия начала большое наступление и погнала всю эту сволочь, к оплоту фашизма-Берлину...

«Сталинград» был снят на закате Великой державы, в 1989-ом году, к 45-ой годовщине Сталинградской битвы(хотя вышел на год позже, так как Озеров не успел смонтировать ленту из огромного количества отснятой пленки)при участии целого ряда государств: Чехии, Германии и даже США (эпик советского кино баталиста был спродюсирован легендарной Голливудской студией «Уорнер Бразерс»),и поражает воображение своим масштабом и размахом даже сейчас, в эпоху компьютерных спецэффектов.

Я не когда не являлся поклонником военных блокбастеров Юрия Озерова. Ни «Освобождение»,ни «Огненная Дуга» ни «Битва За Москву» мне не нравились. Дело в том, что при всем при том, что в них огромные многотысячные массовки, техника военных лет и большой размах, и участвуют талантливые, еще советские актеры, но они мне кажется, перенасыщены полудокументальными вставками. То есть все эти даты, имена и звания военно-начальников руководящих Красной Армией, реплики Вождей двух воюющих держав, титры каких то документов, вставки кино-хроники и прочее делали эти батальные ленты скучными. Не то, что бы все эти факты(к слову весьма достоверные, так как на картине было много исторических консультантов и участников Великой Отечественной)не интересны. Нет. Они очень интересны и даже полезны, но документальное кино-есть документальное кино. А художественное-есть художественное. И вместе им, на мой взгляд не сойтись. И без того длинные картины, попросту становилось скучно смотреть...

А вот в «Сталинграде»,знаменитый режиссер нашел «золотую середину». Тут очень мало поясняющих титров, закадровый голос рассказывающий хронику сражения «включается» только в самые важные моменты, а ставки главнокомандующих (Сталина и Гитлера, и их окружение) показывают крайне редко. И это только идет на пользу картине, так как сюжет становится «централизованным» и главные роли в нем исполняют простые офицеры и рядовые. то есть те, кто и выиграл, собственно эту Великую битву. Хотя здесь так же есть и знаменитые герои: Варашилов, Чуйков, Жуков, Тимошенко, Хрущев (которому тут как не странно отведено довольно таки много времени) и многие другие.

Можно услышать не только речи Генералиссимуса и Жукова, но и разговоры простых солдат и их отцов-командиров. Посмотреть на их военный быт, послушать их песни, их разговоры о доме, их первые и оттого корявые, но искренние и трогательные объяснения в любви, и следить за перипетиями их судеб. Кто то гибнет, а кто то гибнет позже, а кто то гибнет под конец. А кто то и выживает, что бы потом рассказать об этом своим детям и внукам. Что бы не было больше войны...

А какие в фильме Озерова актеры?! Они не сыграли, они прожили свои роли!Вот смотришь на них и всем сердцем им веришь. Даже не верится, что роль генерала Чуйкова - настоящего, русского мужика, который как пел Растаргуев,«не прятал сердце за спины ребят», сыграл американец! Настолько достоверным вышел образ, что не дай Бог, окажись я тогда на войне, то хотел бы служить только под его командованием!

Так же понравился коммунист-испанец сражающийся на нашей стороне и героически гибнущей ведя солдат в атаку. Прям таки вжился в русский характер! А какой тут Сергей Никаненко? Одна из его лучших ролей! Понравился так же и молодой Гармаш, игравший здесь того самого сержанта Павлова, который с небольшим отрядиком потрепанных бойцов держит оборону дома-«крепости». И тут, как всегда Сергей натурален, и по мужицки прост. А еще мне запомнился волосатый и совсем еще молодой Федор Бондарчук, в роли простого рядового, который струсил в первой в своей жизни атаки и которого спас от расстрела капитан, поверив в то, что тот искупит свою вену в будущем. И еще, запомнилась молодая Оксана Фандера, она тут сыграла девушку-снайпера и возлюбленную героя Бондарчука. Вообщем, много запоминающихся и приятных героев, которым хочется сопереживать.

Но есть две сцены которые вышибли у меня слезу. Это когда полковник строит отряд девчонок-зинитчец и дает приказ стоять на своем рубеже до последнего. А те просят его разрешить им идти в бой в туфлях, так как сапоги большие и натирают ноги. И «полкан» смотрит на них и кивает после паузы: «Хорошо, товарищи зенитчики. Можете идти в бой в туфельках». Я думаю, что излишне говорить, что их всех убьют.

А вторая сцена, это, когда ведут длинную калонну пленных, оборванных и раненых немцев. А по краям дороги солдаты и жители. Все угрюмо и молча смотрят на пленных, и тут мальчишка потерявший при бомбежке Сталинграда всю семью, подходит к куче сваленных «трофейных» автоматов и подняв один стреляет в толпу фашистов, падает несколько убитых. Пауза, все смотрят на мальчика, и наши и немцы. Подходит офицер и выхватив у того из трясущихся ручонок оружие замахивается над ним для удара. Мальчишка подымает на него чумазое лицо с суровыми глазами и военные опускает руку и обнимает его. А немцы продолжают идти по телам павших сослуживцев...

«Сталинградом» стареющий советский эксперт батального кино, достойно завершил свою режиссерскую карьеру...

Нужно заметить и тот факт, что этот эпик так и не вышел в международный прокат. В чем здесь дело, так и не ясно, ведь была перестройка и отношения с капиталистическими странами начинали налаживаться. А фильм получился зрелищным, трогательным и правдивым. Хотя, возможно, что ИМ и не нужна была ТАКАЯ правда.
На Vzale.tv вы можете посмотреть фильм "Сталинград" в HD онлайн не только на компьютере, но и на телефонах и планшетах Андроид (Android) и iOS - Айфон (iPhone) и Айпад (iPad), а также на Smart TV совершенно бесплатно.

Комментарии: 0

Добавить комментарий

Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
КОММЕНТИРУЕМОЕ
up