Vzale.tv » Сериалы » Сериал Последнее лето детства в HD онлайн

Последнее лето детства

16-10-2020, 14:03
Действие фильма происходит в Москве в 1925 году, во времена НЭПа. Трое главных героев — Миша, Генка и Слава — выросли и стали комсомольцами. В их дворе происходит убийство — ночью застрелили инженера Зимина. Главным подозреваемым оказывается местный хулиган. Но Миша отказывается безоговорочно поверить в его вину и пытается самостоятельно найти доказательства.
Сообщить об ошибке
  • Смотреть онлайн
  • Факты
  • Рецензии
Фильм снят по роману Анатолия Рыбакова "Выстрел".
Миша Поляков из Кортика и Бронзовой птицы повзрослел, но страсть к приключениям и стремление к справедливости не пропали. Теперь он не только оправдывает невиновного, но и раскрывает аферу на фабрике по производству мануфактуры.

Все-таки последняя часть трилогии экранизирована не только профессионалом, но ещё и автором Валерием Рубинчиком - незамеченным уникумом советско-белорусского кино.

Поэтому в его экранизации, помимо детективной и нравственно-социальной составляющих, есть ещё и эстетика.

Так, и ранее появлявшийся в кадре бойскаут Юра явно воплощает декадентское западническое мироощущение со свойственными ему «ошибками» - нарочитым эстетством и индивидуальностью.

Антон - ещё не выросший и закомплексованный (не доверяет, по выражению одного из юных героев, даже самому себе), но растущий, сталинист, убивающий догмой индивидов.

Миша - воплощение нравственного рационального начала, правильный, но индивидуальный. Но его индивидуальность советская - не противопоставление себя людям, а помощь им (и способность за себя постоять), в отличие от элитарной брезгливости Юры и догматичной растворенности Антона.

Есть и четвёртый тип - НЭПманы. Энергичность, вульгарность, предприимчивость, сиюминутность. Самое главное обозначено идеологом этой группы лиц Навроцким (Евгений Евстигнеев) - это игра страстей. Для него и преступление не столько насущная необходимость (если таковой не считать, конечно, естественные устремления человеческой натуры), сколько игра.

Впрочем, есть ещё и шпана, тоже имеющая свою эстетику, по-своему привлекательную. Вовлечение в социум, в его классовые рамки - не для них. Ими движет романтика двора - бег по крышам, чердакам, пожарные лестницы. Пусть даже это беспризорщина, вроде как несчастная в семье. Неслучайно аудиорядом к подобным появлениям Витьки Бурова Рубинчик избирает наивную (жалостливую даже), лиричную и воздушную музыку.

Кстати, музыкальным ритмом того же Антона избирается скорее марш, а вороватых товарищей - энергичные, почти танцевальные, подпрыгивающие, как в погоне, композиции.

Не менее важное место отдается декорациям и общекультурному антуражу.

Эстетам (не без ироничной приставки псевдо) - Дуглас Фэрбенкс, Макс Линдер (т. е. в первую очередь внешность). Комсомольцам - скульптурно-физкультурные (материалистические) композиции. Характерно в этом смысле начало второй серии, в том числе споры о танцах и одеколоне, равно как и о стандарте, которого якобы хотят все юные коммунисты. Разумеется, не без доли лукавства опровергается этот тезис стандартизации, но надо признать, что комсомол, обладая собственным и даже ярким образом, все же делал его массовым, верстая под него молодежь.

Разумеется, и кабацко-шансонный образ НЭПа тоже в наличии.

К тому же Рубинчик усиливает все происходящее сценами в кинотеатре (а это эпоха взрыва кинематографа), стилизует представление героев под хронику 20-х гг. с ее политико-трудовым энтузиазмом, сопровождает комментариями в виде виньеток из того же Великого немого.

Умело тасуется и ритм. Рыбаков в своих книгах всегда сильно растягивает завязку, оставляя основу развития действия на последнюю треть. В этом смысле Рубинчик-режиссёр, знакомя с действующими лицами, рисует социальный и художественный портрет НЭПа, коррелируя ритм фильма с ритмом и оптикой той эпохи. Детективная развязка становится точкой эстетического и социально-нравственного конфликта, но и узлом, переплетающим прошлое, настоящее и будущее ни много, ни мало, а всей страны.

Оттого Последнее лето детства смотрится и взрослее и гораздо менее однобоко предыдущих фильмов рыбаковской эпопеи о революционном детстве, поскольку допускает различные трактовки персонажей. И, как ни странно, но картина нэпа нигде толком и не появляется, кроме как в этой экранизации детской книги. Странно, ведь она очень яркая и спасибо белорусам, что они сделали такой вот зачин в этом мини-сериале.

Впрочем, фильм не лишен и недостатков - неоднозначность все-таки порой переходит в карикатурность. Да и романтики, хоть революционно-пионерской, хоть лирической - несмотря на юность главных персонажей, о любви и помина почти нет, - не хватает. Просто в угоду масштабу противоречий эпохи, режиссер решил о личном не вспоминать.


Ну, начну с того, что с этим фильмом вообще интересная ситуация получилась - он был создан раньше книги. Да, окончательный вариант повести А. Рыбакова «Выстрел» вышел уже после «Последнего лета детства». Наверное, эту экранизацию и судить строго нельзя, раз её снимали по ещё не завершенному произведению.

Но попробую всё-таки сравнить... Когда смотрела фильм в первый раз, он произвёл на меня приятное впечатление, было интересно наблюдать за развитием событий, я сопереживала главным героям. Но после того как перечитала повесть моё мнение об этом фильме несколько ухудшилось и вот почему:

Во-первых, по книге Люда - умная, серьёзная, глубокая девушка, которая внешне замкнута и холодна, а в душе очень ранима и одинока, страдает оттого, что не может быть такой как все, что в классе её не понимают. Уже с первых встреч она замечает фальшь и наигранность в поведении Навроцкого, этот человек становится ей неприятен. А Юру так вообще презирает. В книге также говорится о том, что Люда симпатизирует Мише Полякову, что он единственный, кого она могла бы полюбить.

Во-вторых, мать Люды в фильме всего лишь глуповатая кокетка, если вообще не карикатурный персонаж. А в окончательном варианте повести мы видим добрую, чуткую, понимающую женщину - верную жену и заботливую мать, которая очень боится за свою семью и детей.

В -третьих, в экранизации так не разу и не появилась гимнастка Элен, в которую вопреки всем своим принципам был влюблён Миша Поляков. А по книге она играла в его жизни далеко не последнюю роль.

В -четвёртых, совершенно изменился образ Белки. В фильме перед нами просто запуташаяся девчонка, которая искренне раскаивается в том, что сделала. А по книге она сдержанная, расчётливая, хитрая, обманывает и тех, и других, ловко выходит из всей этой истории, хотя тоже виновата.

И, хотя в целом экранизация очень даже неплохая, жаль, что потом так и не сняли ещё один фильм по уже завершенной повести.


Самое ужасное, что этот фильм часто везде описывают как последний фильм «трилогии» - Кортик - Бронзовая Птица - Последнее лето детства.

К сожалению, это и не позволяет рассматривать фильм как отдельно стоящий, вне трилогии. Сравнения с первыми двумя фильмами эта картина не выдерживает никакого. В прошлых двух фильмах аура Москвы 20-х передавалась очень убедительно - дворы, переулки, тревожная музыка... здесь же всё насквозь фальшиво. Особенно фальшив эпизод, как хулиган Витька ночью в тёмном дворе пытается напасть на Мишу Полякова, а потом и на героя Евстингнеева. Хорошо сразу вспоминается подобный эпизод в «Кортике» (Миша выходит от учителя рисования, а в темном переулке его ищет Никитский).

Создалось впечатление, что либо целевая аудитория фильма - дети 7-12 лет, либо фильм в целом задуман как пародия, и я этого просто не понял. Вторую серию даже не стал смотреть.
На Vzale.tv вы можете посмотреть сериал "Последнее лето детства" в HD онлайн не только на компьютере, но и на телефонах и планшетах Андроид (Android) и iOS - Айфон (iPhone) и Айпад (iPad), а также на Smart TV совершенно бесплатно.

Комментарии: 0

Добавить комментарий

Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
КОММЕНТИРУЕМОЕ
up